Опасные группы в социальных сетях

Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные группы через сеть Интернет.

Цель: информационная безопасность детей.

Задача: защитить детей от информации, распространяемой в сети Интернет, причиняющей вред их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Интернет – это безграничный мир информации. Он дал людям много положительных возможностей:

  • главное преимущество этого ресурса – огромные возможности поиска разнообразной информации.
  • коммуникативные возможности (расстояние между людьми сегодня резко сократилось, появилось больше возможностей для общения, быстрого обмена информацией);
  • развлекательные (игры, видео и т.д.).

Однако, кроме хорошего, в виртуальном мире присутствует много негативного:

  • мошенничество (доступ к паролям, конфиденциальной информации и т.д.)
  • появление интернет-зависимости (интернет-сёрфинг, пристрастие к виртуальному общению и к виртуальным знакомствам)
  • так же существует риск вовлечения в деструктивные группы
  • негативные интернет-явления (кибербуллинг, троллинг и др.)

Троллинг (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении), когда Вам на хорошем форуме ни с того ни с сего нахамят, оскорбят, унизят.

Так же получили активное развитие такие негативные направления (в том числе преступные), как:

Буллинг (кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство)

В современном информационном мире появляется всё больше скрытых угроз. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в мобильных сервисах, чатах, онлайн-мессенджерах (Skype, Telegram и др.), социальных сетях, форумах, блогах и т.д.

Взрослые с криминальными намерениями могут назначать вам встречи в реальном мире, часто под видом друга или подружки из социальной сети или онлайн игры.

Многие террористические организации и их последователи ведут пропаганду и набор через интернет, в том числе через социальные сети.

Всё начинается с того, что подросток подписался на новости в сообществе, а потом его мозг подвергается ежедневной обработке. В результате ребёнок попадает в страшную психологическую зависимость.

Вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях - аналог вовлечения детей в наркологическую и другие зависимости. Деструктивная группа, как правило, закрытая. Цель закрытости – придать оттенок «исключительности» и «эксклюзивности информации».

Основные направленности деструктивных групп:

  • экстремистские (провокацируют беспорядки, террористические акции, методы партизанской войны),
  • сектантсткие (имеющая своё учение и свою практику),
  • аутоагрессивные (причинение вреда собственному телу).
  • террористические.

В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики. Попасть под негативное влияние секты через её сайт очень легко – если человек читает в сети соответствующий материал, смотрит видео и фото информацию, то он уже вступает во взаимодействие с вербовщиком сети, невольно участвует в психологической игре организаторов секты, нередко попадая от них в зависимость.

Основы кибербезопасности.

  • ! проявляйте осторожность при переходе по ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от других пользователей или друзей.
  • !контролируйте информацию о себе, которую вы размещаете.
  • !чтобы не раскрыть адреса электронной почты своих друзей, не разрешайте социальным сетям сканировать адресную книгу вашего ящика электронной почты.
  • !не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд.
  • !не регестрируйтесь во всех социальных сетях без разбора.
  • !всегда спрашивай родителей о непонятных тебе вещах, которые ты встречаешь в интернете.
  • !не позволяйте себя запугивать и не беспокойте других с помощью фейковых аккаунтов.

Живи реальной жизнью, а не виртуальной!

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, многие даже и представить не могут, как раньше обходились без такого информационного ресурса. Интернет можно назвать одним из самых значительных и полезных изобретений человечества, но не каждый задумывается, как влияет всемирная паутина на нас, и может ли она нанести нам вред.

Интернет дал людям много положительных возможностей:

  • поиск разнообразной информации: новостной, бытовой, профессиональной;
  • коммуникативные возможности (расстояние между людьми сегодня резко сократилось, появилось больше возможностей для общения, быстрого обмена информацией);
  • развлекательные (игры, видео и т.д.)

К сожалению, в то же время интернет принес и много опасностей:

  • мошенничество в интернете:
  • фишинг (доступ к паролям);
  • вишинг (выманивание держателя платежной карты конфиденциальной информации);
  • фарминг (процедура скрытного перенаправления жертвы на ложный ip-адрес);
  • кликфрод (обманные клики на рекламную ссылку лицом, не заинтересованным в рекламном объявлении);
  • «нигерийские письма» (просят у получателя письма помощи в многомиллионных денежных операциях, обещая солидные проценты с сумм).
  • мошенничество с помощью служб знакомств;
  • мошеннические интернет-магазины и др.;
  • возникновение интернет-зависимостей разного рода.

Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха предпочитают проводить много времени за компьютером, погружаясь в виртуальный мир. А злоупотребления неотвратимо ведут к возникновению психологической зависимости от интернета, что негативно сказывается на нас.

Кроме того, в сети можно столкнуться с троллингом, когда вам на хорошем форуме ни с того ни с сего нахамят, оскорбят, унизят (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении).

Получили активное развитие такие негативные направления (в том числе преступные), как:

буллинг (кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов);

груминг – установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации. До сих пор в традиционном оффлайновом мире данному типу преступников требовалось потратить несколько месяцев для того, чтобы втереться в доверие к своим жертвам – они даже знакомились с их семьями, дабы не вызывать подозрения. Но благодаря Интернету цепочка сократилась, и все процессы упростились.

Вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти», которые в настоящее время стали огромной мировой проблемой. Их аудитория – дети, которые после систематического посещения сообществ решаются на самоубийство.

Деструкция (лат. destructio – разрушаю) – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение. Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, аутоагрессии.

В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики. Особую опасность представляет вовлечение молодежи через сеть Интернет в группы деструктивной направленности, где очень активно используются социальные сети. По статистике, более 30% «страничек смерти» приходятся на социальную сеть «ВКонтакте».

Деструктивные группы в соцсетях: что нужно знать о них родителям.

Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый. На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», фразу «кто ты» и тому подобные с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации, который затем продолжает переписку с потенциальной жертвой.

Организаторы или те, кто «ведет» группу, подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают поворачивать сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. То есть подростку так кажется. На самом деле он же не знает, кто там, за ником, аватаркой. В Интернете всё можно скрыть за выдуманным образом. Сочиняется и некая соответствующая легенда. То есть сначала организуют определенный круг, который якобы считает конкретного подростка особым, принимает его. То есть происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет. Далее идет погружение в депрессивный контент или приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит девальвация (обесценивание) ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого.

Активно формируется определенная информационная среда. Здесь интернет-технологии применяются во всем многообразии. Предлагаются ссылки на сайты деструктивного содержания, специально создаются видеоролики, демотиваторы (демотиватор отличается безысходностью и безнадежностью, имеет негативный смысл), рекламные баннеры, рассылается спам, создаются группы. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку (юноше, девушке), «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало. Так постепенно ребенок втягивается. И втягивается именно как в секту так, что потом выйти уже практически невозможно.

Одним из способов деструктивного поведения является «Сваттинг». СВАТИНГ – тактика домогательства, которая заключается во введении аварийно-спасательной службы в заблуждение. Хулиганы-геймеры отправляют ложные сообщения о серьёзных правонарушениях, таких как закладка бомбы, убийство, захват заложников или другие подобные инциденты. Киберпранкеры взламывают плохо защищённые «умные» устройства и ведут прямую трансляцию эпизодов сватинга (когда по адресу ни в чём не виновного лица отправляют аварийно-спасательные службы). Как правило, такие шутники вводят в заблуждение диспетчера соответствующей службы, сообщая о несуществующих жертвах и преступлениях через онлайн-сервисы, обеспечивающие анонимность. Сватинг расценивается как разновидность терроризма, поскольку его используют для запугивания и создание риска получения телесных повреждений или даже смерти.

С какой целью это делается? Существуют разные мнения, но они схожи:

  • вовлечение в экстремистские организации – для пополнения своих рядов;
  • в религиозные деструктивные группы – для вовлечения новых адептов;
  • в «группы смерти» – желание «властвовать», извлечение прибыли за счет продажи видео, на которых подростки кончают жизнь самоубийством.

Таким образом, к сожалению, помимо многих положительных моментов, которые дает обучающимся Сеть: и поиск информации, и расширенные коммуникации, творческие мастерские и многое другое – обратная сторона медали существует и несет в себе реальную угрозу. С целью посещения сети Интернет подростки очень активно используют телефоны и планшеты, поэтому процесс контроля затрудняется. А ведь он необходим, чтобы вовремя распознать опасность (например, в «группах смерти» подростки проводили в интернете предутреннее время – с 4 до 6 утра).

Почему подвержены риску вовлечения молодые?

Вербовщики опираются на возрастные психологические особенности:

  • слабая, неустойчивая психика, повышенная внушаемость, низкая самооценка;
  • неумение взаимодействовать с окружающими + трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон и др.);
  • отсутствие духовного воспитания, недостаточная степень гуманитарного образования).

Так же предпосылками вовлечения являются:

  • неопытность, недостаточная ответственность;
  • психология подростка носит культовый групповой характер;
  • чем младше человек, тем более он подвержен влияниям окружения;
  • повышенная восприимчивость к предлагаемым правилам поведения в группе;
  • реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей;
  • очень сильная мотивация к формированию образа «Я» через отрицание отвергаемых моделей поведения;
  • личная незрелость (традиционный образ жизни индивидууму представляется как формальный, банальный, отживший, исчерпавший себя).

Что нужно делать родителям?

  1. Разговаривайте с ребенком. Объясните, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Когда с детства у ребёнка есть чётко сложившееся мнение об этих понятиях, то его не заинтересуют призывы к насилию или суицидальному поведению.
  2. Учите ребенка мыслить критически. Подросток должен уметь самостоятельно фильтровать поступающую ему информацию, уметь анализировать её, сопоставлять с другой информацией, составлять собственное мнение.
  3. Максимально восполните недостаток любви и внимания к ребёнку.
  4. Создайте здоровую среду общения. Чаще обедайте вместе. В семьях, где принято вместе принимать пищу, дети реже чувствуют себя одинокими и, следовательно, реже задумываются о самоубийстве. Для подростка важно быть частью чего-то целого, так пусть этим целым будет для него семья.
  5. Попробуйте вывести ребенка на разговор, но ни в коем случае нельзя шпионить, дабы не потерять его доверие. Важно показать ему, какие механизмы действуют в этих группах, какие приемы используются, чтобы сделать присутствие в подобных группах сначала привлекательным для ребенка, а затем создать зависимость от этого, страх быть исключенным. Важно раскрыть манипулятивность и ложность таких взаимоотношений.
  6. Всегда поддерживайте разговор с ребенком, о чем бы он ни был. Искренне интересуйтесь его жизнью.
  7. Придумайте ребенку занятие. Пусть у него будет больше увлечений, тогда вряд ли его затянет виртуальная реальность.
  8. Допустимо и осторожное использование директивных методов – твердый и однозначный запрет участия в таких группах: ребенок должен понять, что это недопустимо, это родительский запрет.
  9. Не бойтесь обращаться к специалистам. Если между вами и ребенком нет доверительных отношений, а между тем перечисленные выше тревожные сигналы присутствуют в поведении подростка, необходимо обратиться к психологу.

К сожалению, в нашем обществе еще недостаточно развиты основы кибербезопасности. Главная задача сегодня для общества, педагогов и родителей в том числе – обеспечение безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. А задача молодых – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а также знать и выполнять основы кибербезопасности.

44